Данный орган упразднен в соответствии с Указом Главы РС(Я) от 09.03.2016 N 972 "О совершенствовании структуры исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия)

Вопросы - ответы

Уважаемые посетители, свой вопрос Департаменту Вы можете задать отправив письмо на электронный адрес depohota@sakha.gov, с пометкой "Вопрос Департаменту".

_________________________________

 

 

Почему необходимо регулирование численности волков на территории Якутии? Возможно ли применение других мер регулирования численности, кроме уничтожения?
Принятые за последние годы решения Президента, Государственной Думы и Правительства Российской Федерации дали решительный толчок к позитивный изменениям в области совершенствования охраны и использования охотничьих ресурсов.
Но на данном этапе на сохранение биологического разнообразия дикой природы сильное влияние оказывает сверхвысокая численность волков в таежной зоне Российской Федерации, чем регулируемая и контролируемая государствам охота. В настоящее время численность волка в Республике Саха (Якутия), по данным анкетно-опросного учета, составляет примерно 3800-4000 особей, что превышает допустимый норматив 3-4 раза. Косвенным фактором растущей численности волков является увеличение численности так называемых «синантропных» волков, специализирующихся на добывании домашнего скота. Такие стаи волков появились даже в густонаселенных центральных районах республики, в которых раньше не было волков. Все чаще жертвами волков становятся сельскохозяйственные животные (по данным Минсельхоза РС(Я), в 2012 году волками затравлено 15851 домашних оленей, 314 лошадей), возрастает опасность заражения людей природноочаговыми инфекционными заболеваниями, переносчиками которых являются хищники. Сумма ущерба, причиненного волками сельскому хозяйству республики, за 2012 год составила 150 млн рублей.
Проблема растущего ущерба от волков народному хозяйству остро стоит не только в нашей республике, но и по всей Восточной Сибири. Это подтверждается официальными источниками учета и статистики как в субъектах, так и на федеральному уровне. Приданию большого внимания к регулированию численности волков в Якутии нас принуждает специфика традиционного уклада жизни коренного населения, к котором охота и животноводство занимают преобладающее значение. Как известно, природа Крайнего Севера отличается особой суровостью. Продуктивность охотничьих угодий у нас естественно низкая и, соответственно, биоразнообразие и численность диких животных тоже ниже, чем в центральных и южных регионах России. Это обуславливает уязвимость биологических ресурсов. Далее, северное животноводство, кроме скотоводства, базируется на оленеводстве и табунном коневодстве, которые круглогодично содержатся на полувольном выпасе на отгонных пастбищах и также уязвимы от травежа хищниками. В связи с ростом численности волков животноводческие хозяйства и их работники несут огромные убытки, ухудшается их материальное и социальное положение в связи с потерей доходов. Эта проблема напрямую касается будущей судьбы коренных малочисленных народов Севера, для которых основным источником жизнедеятельности является домашнее оленеводство. Охотничье хозяйство и охотники также теряют потенциальные доходы от непроизводительного отхода охотничьих ресурсов. Поэтому, после всестороннего анализа создавшейся ситуации, принято решение о проведении специальных мер регулирования численности волков в 2013 году.
С учетом региональной специфики народного хозяйства республики в 70-80-х годах прошлого века был налажен действенный контроль численности волков. При этом задачи тотального истребления волков на территории республики никогда не ставились, равно как не ставятся они и сейчас. Изымались особи, непосредственно наносящие ущерб сельскому хозяйству. Тогда численность волков держалась на уровне 400-500 голов, а ущерб животноводству был в пределах 1-3 тысяч оленей в год.
В настоящее время при существующих темпах ежегодного изъятия (около 10-18%) и темпах прироста в популяции волков Якутии (30%) снижение численности этого животного не произойдет, она будет только повышаться, что доказано многими исследованиями. Так, на основании научного заключения Института биологических проблем криолитозоны Сибирского отделения Российской Академии наук (ИБПК СО РАН) для осуществления обратного сценария необходимо увеличить ежегодное изъятие из популяции волка до 60% (Смирнов, 1987), что будет составлять 2000-2400 особей. Сегодня таких показателей практически невозможно достичь. На основании вышеизложенного, речь идет не о поголовном истреблении волка в республике, а о доведении его популяции до оптимальной численности.
При этом, как уже было отмечено выше, регулирование численности будет касаться преимущественно «синантропных» волков, концентрирующихся в последнее время возле населенных пунктов, специализирующихся на добыче домашнего скота и, таким образом, представляющих непосредственную угрозу жизни людей. Отметим, что обширность территории республики не позволяет проводить регуляционные мероприятия повсеместно, то есть речь идет о регулировании численности этого хищника в основном на территориях, близлежащих к населенным пунктам.
Вкратце о возможности применения других методов регулирования численности волков. Процесс переселения животных в другой регион сопровождается высоким риском наступления неблагоприятных последствий для местного биоценоза, в том числе и переноса опасных заболеваний, поэтому, согласно Федерального закона от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ «об экологической экспертизе» подлежит длительной экологической экспертизе с привлечением независимых экспертных ведомств и организаций. Фактически отлов и переселение хищников в другие регионы может быть осуществим лишь в крайне небольших количествах, при наличии конкретного заказчика и средств на покрытие затрат по отлову, передержке и транспортировке. На сегодняшний день научно обоснованных и финансово обеспеченных заявок от других регионов нет, т.к. ситуация с волками напряженная по всей Российской Федерации.
По итогам состоявшегося трехмесячника в Якутии было добыто 513 волков (данные по состоянию на 12 апреля 2013 года), что составляет около 13% от общего количества волков в республике.

 

 

 

 

Раньше с участников ВОВ и ветеранов тыла не брали плату за разрешение весенней охоты, а с неработающих пенсионеров брали 50%. Будут ли возвращены эти льготы? П.П. Чьямов
Департамент охотничьего хозяйства солидарен с Вами в данной точке зрения и считает, что необходимо ввести льготы при получении разрешения на охоты для отдельных категорий населения. Пока, к сожалению, законодательство подобных льгот не предусматривает и сумма государственной пошлины за предоставление разрешения на добычу объектов животного мира одинакова для всех жителей России – 400 рублей. При этом не учитывается ни специфика охоты, ни количество и кратность обращения граждан за предоставлением этого разрешения. В связи с этим в адрес Министерства финансов РФ Департаментом охотничьего хозяйства РС(Я) подготовлено предложение о необходимости пересмотра установленной суммы.
Также сообщаем, что при осуществлении охоты на закрепленных охотничьих угодьях решением охотпользователя могут быть установлены определенные льготы отдельным категориям населения.